Ретушь и монтаж

Ретушь портрета. Половинки лица «До» (справа) и «После»

Приступая к ретуши фотографий, я часто вспоминаю строчки Александра Блока из поэмы «Возмездие»:

Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.

Цифровая фотография, как и любое настоящее искусство, позволяет заменить «правду факта» «правдой жизни». Стирая «случайные черты», особенно на женском портрете, художник не только «делает красиво», омолаживая свою модель лет на двадцать, а то и больше. Он раскрывает при этом истинную душу модели, которая, как правило, моложе своей телесной оболочки на много лет. При этом он должен постоянно помнить про подстерегающий его «ад и рай» — т.е. постараться выполнить ретушь так, чтобы модель на ней выглядела естественно, чтобы те, кто знают ее в жизни, могли поверить в то, что «наша Маша» при помощи каких-то косметических и иных ухищрений действительно помолодела на много лет.

Оригинал портретной фотографии переводится в «глянец» в несколько этапов. Сначала делается его цветокоррекция и отсекается лишнее.

И лишь затем, используя Фотошоп или другие специальные программы (я предпочитаю PortraitPro), окончательно производится, прямо по Афанасию Фету, «ряд волшебных изменений милого лица».

Еще пример — уже без цветокоррекции. Модели на фото, между прочим, 58 лет 🙂

Портреты, исполненные в этом, так называемом, «бьюти-стиле», прекрасно смотрятся в любой социальной сети и на сайтах знакомств!

Еще проще устраняются незначительные дефекты кожи лица и эффект красных глаз. Цвет зрачков глаз заменяется на более естественный — коричневый, голубой — во многих программах, в том числе и в рекомендуемой мной бесплатной программе ACDSee Photo Manager 12.

Под монтажом в фотографии понимается соединение нескольких снимков в один. При этом на результирующем снимке могут быть видны как полностью все фрагменты участвующих в монтаже фотографий (тип «объединение»), так и частичные их фрагменты, если одна фотография накладывается на другую (тип «наложение»).

Монтаж по типу «объединение» используется в основном для создания больших печатных изображений — например, настенных календарей формата А3 и больше. Реже — при оформлении сайтов.

Настенный календарь для печати в формате А2. Средняя фотография — тоже монтаж!

Монтаж по типу «наложение» применяется, как правило, когда хочется заменить фон на портретном снимке. Контур портрета вырезается специальными программами (в том числе бесплатными — например, remove.bg), и затем он накладывается на новый фон в нужном масштабе. Вот пример одной из моих работ:

Портрет на фоне зимней Праги смотрится куда выразительнее, чем на первоначальном фоне, где яркое солнце не позволило сделать рельефной набережную реки Фонтанки в Санкт-Петербурге.